Заговор производителей лампочек

заговор производителей лампочек

В 1901 году компания Shelby Electric, сегодня являющаяся частью General Electric, выпустила одну обычную лампочку накаливания. Этот «прибор» отправился в пожарную часть города Ливермор, что в Калифорнии, и занял там почетное место под потолком. И… эта лампочка горит по сей день. Прошло 115 лет, а она так и не перегорела. И за это время она успела непрерывно проработать более миллиона часов!

Конечно, одна-единственная лампочка-долгожитель – вовсе не признак того, что «раньше всё было лучше». Но, тем не менее, нельзя отрицать реальность существования заговора производителей осветительного оборудования.

Когда лампочки светили ярче

История мирового заговора производителей лампочек начинается ещё в 1924 году – именно тогда был основан картель Phoebus, объединивший компании со всего земного шара (включая и приснопамятную General Electric). И цель создания этой организации была довольно проста. Дело в том, что компании-производители выпускали слишком уж качественные лампы накаливания! Данные приборы никак не хотели перегорать, что по вполне логичным причинам приводило к снижению продаж.

старинная лампа накаливания

И в итоге компании договорились о том, чтобы снизить срок службы ламп до 1000 часов. Это был один из первых примеров «целенаправленного устаревания» в промышленности. Новые лампы со сниженным ресурсом были названы более экономичными и эффективными, но на деле просто быстрее перегорали.

Картель Phoebus распался в 1939 году по другой вполне очевидной причине – во время Второй Мировой всем было как-то не до лампочек. Однако он оставил после себя наследие. И по сей день средний эксплуатационный период лампы накаливания составляет 1000 часов горения.

Зачем устаревать продукцию?

На первый взгляд, картель Phoebus – настоящий корень мирового зла. Однако их «изобретение» «целенаправленного устаревания» не настолько ужасно, каким кажется. На самом деле оно дает стимул для развития экономики.

Ведь если лампы никто не будет покупать – их не будут и производить. Заводы если не остановятся, то снизят мощности. Это приведет к потере рабочих мест и уменьшению поступлений в государственный бюджет. Не зря же особенно широко «целенаправленное устаревание» было распространено во времена Великой депрессии, когда оно и вовсе стало считаться «новым богом» для промышленности.

энергосберегающая лампа

В то же время, сегодня «целенаправленное устаревание» распространено особенно широко и во всех сферах производства. Электроника, автомобили, одежда – всё это рано или поздно перестает быть актуальным – но лишь потому что так захотела компания-изготовитель. Дополнительно взращивается «культ потребления», а также появляется и «моральное устаревание». Например, сегодня ещё можно ходить с iPhone 3GS, но тебя засмеют коллеги – этот смартфон уже безнадежно устарел.

Таким образом, «целенаправленное устаревание» — это палка о двух концах. С одной стороны – новые рабочие места, притоки в бюджет, стабильность экономики и технологические инновации. С другой – люди, которые трудятся по 10 часов в сутки ради нового товара, так как старый вышел из строя по вине самого производителя.

Промышленные ужасы современности

Но вернемся к нашим лампочкам. Несколько десятилетий назад была реализована технология массового производства светодиодов – и вот недавно эти комплектующие нашли своё применение в сфере освещения. На их основе выполняются лампочки – и эти самые лампочки отличаются невероятно долгим эксплуатационным периодом.

В частности, высококачественная светодиодная лампа способна проработать 25000 часов. На первый взгляд не очень много. Однако давайте займемся математикой!

В большинстве случаев лампы, устанавливаемые в домах, работают по четыре часа в день. При вышеуказанном ресурсе это получается 6250 дней работы – или примерно 17 лет. То есть, по сути, человек за всю свою жизнь израсходует 4-6 лампочек!

светодиодные лампы

Это невероятно мало, и уже сейчас производители наблюдают снижение уровня продаж. И это только начало! Согласно прогнозам аналитиков, уже к 2022 году светодиодные лампы займут 50% рынка.

И, разумеется, всё это вызывает панику у производителей. Они ведь в прямом смысле теряют деньги! А политика «целенаправленного устаревания» здесь не сработает по той простой причине, что это будет слишком уж дорого. Куда проще производить некачественные лампы – например, как это делает Philips с её 5-долларовыми изделиями, обладающими ресурсом в 10000 часов. Однако даже 10000 часов – это слишком много.

Что делать производителям

Поскольку концепция «целенаправленного устаревания» в отношении светодиодных ламп не работает, производителям приходится как-то «выкручиваться». Например, включать эти приборы в другие, более объемные и дорогостоящие системы.

Так поступила компания Philips, которая представила Hue – первые «умные» светодиодные лампы, ориентированные на использование в «умных» же домах. Устройство стало довольно-таки популярным. А в прошлом году компания неожиданно «обособила» его, выпустив новую версию прошивки. Отныне сторонние «умные» девайсы не могут подключаться к лампам Philips Hue.

Philips Hue

И это – ещё один выход для производителей. Сделать лампы подобными смартфонам, чтобы пользователи меняли их не после поломки, а просто вследствие морального или технического устаревания.

Также производители осветительного оборудования уже смирились с неизбежными потерями. И Philips, и General Electric, и даже Osram выделили отделения, специализирующиеся на изготовлении ламп, в отдельные компании, которые можно было бы быстро выставить на продажу.

Но, в любом случае, остается только одно – ждать и наблюдать, какой же выход найдут производители ламп.

comments powered by HyperComments

Поделиться:

Комментарии:



^ НАВЕРХ ^