Когнитивная легкость, или Когда правда может быть иллюзорной

когнитивная легкость

Пару недель назад в нашей официальной группе в социальной сети «ВКонтакте» я запустил небольшой опрос. Многие, думаю, его успели увидеть, а некоторые – даже проголосовать.

К сожалению, в мобильной версии и в приложении опрос не отображался. Я не знаю, почему. Поэтому и число проголосовавших было довольно мало. Тем не менее, оно вполне соответствует результатам других исследований, проведенных более маститыми научными организациями. Потому оно вполне может считаться репрезентативным. Итак, вот он, опрос и заодно его результаты:

когнитивная легкость пример

А теперь «раскрою карты». Я совсем немного схитрил в нескольких местах. Во-первых, я целенаправленно выбрал тему, которая неизвестна большинству наших читателей. Ну действительно, физики, исследующие элементарные частицы, встречаются очень редко. Во-вторых, там не было правильного ответа. Гипероны на самом деле не содержат ни b-кварков, ни c-кварков.

Но почему же тогда большинству пользователей показался правильным именно первый вариант? Ответ кроется в работе механизма когнитивной легкости. Информация, которую проще получить (в данном случае – прочесть), кажется более правдивой, чем та, ради которой приходится неосознанно потрудиться.

когнитивная легкость

Причина популярности Кардашьянов

Вы слышали про кого-нибудь из Кардашьянов? Ну разумеется, слышали. Их фотографии мелькают на страницах модных журналов, в выпусках новостей, в интернете и других источниках связи. А кто-нибудь знает, чем известны эти самые Кардашьяны?

Большинство респондентов отвечают, что они «знамениты просто потому что знамениты». И это – ещё одна иллюстрация механизма когнитивной легкости. Регулярное повторение какой-либо информации делает эту самую информацию более привлекательной. Действительно, на обложках модных журналов и в выпусках новостей кто только не появляется. Но у всех этих личностей есть причина для популярности. А вот с Кардашьянами всё не так просто. Они действительно «знамениты просто потому что знамениты».

Или ещё один пример – игра Pokemon Go. Даже далекий от мира японской мультипликации и проектов с дополненной реальностью человек может без особого труда перечислить пару-тройку наиболее знаменитых покемонов, которых можно «поймать» с помощью данного приложения. Опять же, причина кроется в том, что их названия то и дело мелькают в интернете, социальных сетях и т.д., становясь узнаваемыми без особенных на то поводов.

Но самый убедительный пример механизма когнитивной легкости – реклама. Если регулярно повторять название коричневой подслащенной газировки, она станет привлекательной. В прямом смысле – её захочется купить.

Механизм когнитивной легкости таким образом и работает – достаточно регулярно повторять какое-либо слово, термин или выражение – и оно станет привлекательным! То есть начнет вызывать положительные эмоции. И да – задумайтесь над причиной желанности Apple iPhone. Что-то я не слышал, чтобы какой-нибудь китайский подросток продавал почки ради покупки Samsung Galaxy S7 Edge, например.

как работает мозг

Наш мозг – тот ещё лентяй

Работа механизма когнитивной легкости кроется в эволюционном развитии мозга и объясняется его «ленью». Действительно, нашему сознанию проще навесить на новую информацию тот или иной ярлык, чем начать углубляться в её природу.

Новые сведения распознаются мозгом как потенциальный источник опасности. Но стоит их регулярно повторять, как они перестают быть таковыми и приобретают совершенно другую «эмоциональную окраску» — становятся интересными и привлекательными.

Кроме того, важен и способ донесения информации. Сведения, которые получаются без приложения умственных усилий, считаются более правдивыми. Проведенный опрос достаточно хорошо это показывает – более правдивым было признано утверждение, напечатанное контрастным, жирным шрифтом.

Важен и источник получения информации. Наш мозг не любит трудится. И поэтому информация, получаемая вовремя «легкой работы» — например, просмотра социальных сетей – считается более правдивой. А вот попробуйте что-нибудь доказать человеку, который «на фоне» занят тяжелой когнитивной деятельностью (читает книгу, решает задачу, размышляет над каким-нибудь проектом) – столкнетесь со шквалом недоверия и критики.

мозг

Да и видео с хорошим звуком и высокой контрастностью смотреть приятнее, чем с аудиальными и визуальными шумами. Хотя, казалось бы, информационный посыл будет тот же.

Таким образом, механизм когнитивной легкости можно использовать и в собственных коварных целях – чем и занимаются всякие рекламщики, дизайнеры интерфейсов, верстальщики и прочие связанные с масс-медиа люди. Но стоит ли не доверять информации, которая была получена без особого труда? И да, и нет. Просто желательно разграничивать ситуации, в которых стоит беспрекословно верить на слово, от тех, где требуется приложить аналитические навыки.

comments powered by HyperComments

Поделитесь: