Пионеры космической индустрии #ДеньКосмонавтики

Космонавт СССР

Вопрос «А что там, наверху?» волновал человечество с незапамятных времен. Ещё античные философы и мыслители, поднимая глаза в темное звёздное небо, пытались представить, как устроен наш космос и вселенная в целом. Правда, в силу вполне понятных причин они давали на этот вопрос скорее религиозно-философские, чем научные ответы.
Сегодня каждый человек знает, как устроена наша Солнечная система. Многие даже могут полный список входящих в неё планет и их спутников без обращения к Википедии перечислить! Однако, как бы это не было парадоксально, большинство наших знаний о космосе было получено лишь за последние 100 лет.

XX век стал началом космической эры. Именно в этот период прогресс достиг таких высот, что смог хотя бы частично удовлетворить простое человеческое любопытство и дать ответ на тот самый вопрос, который приведен в начале статьи. Мы избороздили ближайший космос ракетами, мы отправили человека на Луну, мы сделали Марс похожим на планету Шелезяку из старого-доброго советского мультфильма «Тайна Третьей Планеты» — «Полезных ископаемых нет, растительности нет, воды нет, населена роботами». Правда, вода-то на Марсе в конечном итоге обнаружилась, но это совершенно другая история.

И, что особенно парадоксально, за все наши достижения в космонавтике мы должны быть благодарны трём гениям – Константину Эдуардовичу Циолковскому, Вернеру фон Брауну и Сергею Павловичу Королёву.

Космонавтика на кончике пера

Нельзя просто так взять и отправить человека в космос. Для построения ракеты нужно сначала убедиться, что это вообще возможно. Провести самые разные научные исследования, теоретические расчеты, математические изыскания и т.д.

И это правильно. Весь научный метод познания базируется на одной простой методике – «Сначала теория, потом эксперимент». И основоположником теоретической космонавтики стал русский инженер-самоучка Константин Эдуардович Циолковский.

Константин Эдуардович Циолковский

Его вклад в космонавтику сложно переоценить. По сути, он создал эту науку. Инженеры и изобретатели до него тоже пытались «взлететь в космос» (в теоретическом плане, конечно же), но с использованием совершенно неподходящего оборудования. В качестве аппаратов, способных преодолеть земное притяжение, предлагалось использовать самолеты и воздушные шары.

И только К.Э. Циолковский смог теоретически обосновать необходимость использования ракет для полета в космос. Он разработал собственный раздел динамики, в котором описал преимущества и возможности реактивного движения. И, как выяснилось впоследствии, именно оно способно разогнать твердое тело до скорости, достаточной для того, чтобы побороть гравитацию.

К 1930 году у Циолковского была готовая теоретическая модель ракеты, в которой были прописаны все параметры этого летательного аппарата – масса, материалы, объем топлива, даже форма и конструкция. Устройство практически полностью соответствовало современным аналогам. Теоретическая ракета была даже многоступенчатой!

Ракета Циалковского

Константин Эдуардович обосновал даже необходимость использования многоступенчатой конструкции. Вследствие особенностей строения атмосферы и характера поведения гравитации на отдалении от Земли требовалось, чтобы в космос был отправлен лишь вполне небольшой аппарат. А огромная «цельнолитая» ракета просто рухнула бы из стратосферы.

Ракета Циалковского

К сожалению, практической реализации его теоретическая ракета в то время не получила. Сам инженер-изобретатель скончался уже в 1935 году. А в Советском Союзе, где проживал Циолковский, тогда было не до ракет.

Война и мир

Причина, по которой труды Циолковского не получили реализации при его жизни, заключается вовсе не в отсутствии у «советов» желания лететь в космос. Оно-то, может быть, и было. Но государство в те времена было занято куда более важными делами – отбиранием коров у богатых крестьян и передачей их бедным (точнее, в колхозы), поиском врагов народа под каждым кустом, коллективизациями, репрессиями и прочим освоением Сибири. На космос времени не оставалось.

Но потом случилось ужасное – началась Вторая Мировая война.

Вопреки распространенному утверждению, главный двигатель прогресса – это война. Именно при боевых действиях совершается столько открытий и осуществляется столько изобретений, сколько в мирное время просто нереализуемо. Государство, чтобы обеспечить себе военное преимущество, вбухивает миллиарды денег в научно-конструкторские разработки, а поиски абсолютного оружия (о котором так здорово написал Шекли) становятся практически сакральными.

Всем известно, чем закончилась Вторая Мировая. Нацистская Германия, мечтавшая о превосходстве над всем миром, была успешно повержена. Но именно она в последние годы своего существования очень сильно «подтолкнула» прогресс в целом и космонавтику в частности.

В поисках абсолютного оружия нацистская Германия перебирала самые разные варианты, то в оккультизм ударяясь, то огромные танки изобретая. Всё это было лишено какого-либо практического применения. Однако среди инженеров-конструкторов, служащих Гитлеру, был Вернер фон Браун – ученый, изобретатель и технолог. Он предложил использовать ракеты.

Вернер фон Браун

Ещё до начала войны Вернер фон Браун стремился создать космическую ракету. Он закончил два высших учебных заведения, вступил в «Общество космических путешествий» и запустил несколько баллистических снарядов на 2.5 тысячи метров. Это произошло в 1930 году, за несколько лет до прихода Гитлера к власти.

Гитлер, ставший фюрером Германии в 1933 году, практически сразу высоко оценил труды Вернера фон Брауна. Стране тогда требовалось как доказательство технологического превосходства над другими государствами, так и высокомощное оружие, и баллистические ракеты успешно попадали в обе цели. Получив полный карт-бланш от власти, Вернер начал трудиться над проектом «А-4», который позже будет известен как «Фау-2».

проект «А-4» работоспособная версия Фау-2

К 1942 году, когда Германия начала нести первые потери на своих западных фронтах, работоспособная версия Фау-2 была готова и протестирована. По приказу Гитлера началось массовое производство ракет. А в 1944 году они были впервые использованы в военных целях – в бомбардировках Лондона. К счастью, Германия успела запустить всего несколько ракет.

Фау-2 относились к разряду баллистических ракет. То есть они были ориентированы не на космические, а на околоземные полеты на относительно небольшой высоте. Плюс их место «приземления» было строго известно и рассчитывалось согласно законам баллистики. Однако они использовали жидкое топливо и реактивный двигатель, практически аналогичный современным. Разработки Вернера фон Брауна легли в основу конструкции ракет «Сатурн» (США) и «Р-1» (СССР).

После войны Вернер фон Браун переехал в США, где возглавил космическую программу.

Испытания стрельбой дальнобойных ракет ФАУ-2 (1947)

Догнать и перегнать

«Неофициальным» девизом Советского Союза долгое время было выражение «Догнать и перегнать». Даже во время войны. Но если в 60-80-е годы прошлого века главным противником СССР были США, то при Второй Мировой все советские производственные мощности были направлены на изготовление более смертоносного и опасного оружия в борьбе с фашистской Германией.

Сергей Павлович Королев

Поэтому первые советские баллистические ракеты были разработаны в противовес германским «Фау-2». К Сергею Павловичу Королеву, их конструктору, было выдвинуто «сверху» требование о разработке ракет с большей дальностью полета, чем «Фау-2».

Разработка стартовала в 1947 году. Война к тому времени успешно завершилась, Гитлер был разбит, однако параноидальные настроения советской власти никуда не делись. В 1948 году ракета «Р-1» была достроена и сдана на вооружение, а ещё через два года началось её производство.

07

Однако даже с баллистической ракетой в арсенале советские власти не успокоились. У американцев был Вернер фон Браун – и потому из-за океана шла призрачная угроза, которая в любой момент могла трансформироваться во вполне себе физическую и ощутимую. Потому требовалось больше ракет. И Сергей Павлович их предоставил, создав первый многоступенчатый аппарат.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7» — первая в мире с отделяемыми ступенями – вполне подходила для космического полета. К тому времени успешно наступил 1955 год, панические настроения в мире поутихли, а Холодная война между СССР и США только-только начинала разворачиваться. Сергей Павлович Королев совместно с академиком Келдышем обратились в советское правительство с предложением запустить первый в мире искусственный спутник Земли – и получили одобрение!

Межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7»

Королев начал работать над улучшенной версией «Р-7» — ракетой, которая однозначно долетела бы до космоса. И в 1957 году на свет появился «Спутник». Это была первая космическая ракета. Многоступенчатая, она полностью соответствовала представлениям Константина Эдуардовича Циолковского о «межпланетном транспорте». Её двигатель на жидком топливе отдаленно напоминал созданный Вернером фон Брауном. Но вся конструкция и множество научно-исследовательских разработок принадлежали Сергею Павловичу Королеву.

4 октября 1957 года состоялся первый пуск этой ракеты. На борту она несла первый в мире искусственный спутник Земли «ПС-1», который вскоре пронесся над планетой, радостно пища. И этот писк стал фанфарами, извещающими о том, что человечество вступило в космическую эру.

Испытания Межконтинентальной Баллистической Ракеты «Р-7»

А ещё после запуска усилилась Холодная война. И потому в ближайшее десятилетие было совершено множество других рывков прогресса, связанными с космонавтикой и космическими исследованиями.

comments powered by HyperComments